«Наше учение не догма, - принцип, происходящий от греческого dogma, буквально означающего «то, что человек считает истинным», и глагола dokein, «казаться хорошим», - а руководство для действия» - так говорили всегда Маркс и Энгельс... Ленин. Учение – это действие жизни. А это как раз некоторые христиане не хотят понять. Мол, проповедуем о Христе, что плохо? Плохо не то, что проповедуете, а может это и не проповедь о Христе? А пустой разговор. Что написано: «И как проповедовать, если не будут посланы?» -/Рим.10.15/.Как может человек исполнять функции посла, если не имеет верительных грамот и инструкций от того, кто послал его? Послать служителей - это прерогатива Самого Бога, а не церкви. Церковь только исполнитель Бога как написано: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» - /Деян.13.2/.А в церкви избирают любимчиков у руководства и у церкви. Поэтому ученье церкви баптистов человеческое, к Богу никакого отношения не имеет.
«Ученье - свет, а не ученье - приятный полумрак!». Раньше малообразованных людей называли «темными», «бредущими во тьме». Почему человек не может прямо посмотреть себе в глаза и признать свою тёмную сторону? «Толковый специалист, - сказал как-то об одном из них Сталин. Но ставить на руководящую работу нельзя. Слишком угодлив. Такой из любви к начальству наделает вреда больше, чем самый лютый враг. И не спросишь за это - мнение-то согласовано с руководством».
«Главное в этом учении было: человеку, - пишет О.Форш романист, -надлежит раньше всего стремиться к достижению совершенства личного. При совокупности совершенств персональных само собой, медленно, но верно произойдет отпадение всех зол, созданных богатством и прочим многообразным неравенством людей»
В своем ответе Петр следует заповеди, оставленной Господом в Его последней беседе с учениками: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» - /Мат. 28.19/. Иисус повелел не «расскажите об этом всем народам», а «научите», сделайте все народы Моими учениками». Они должны не просто быть наслышаны. С этим у нас в народе все в порядке, и давно уже создан некий около - христианский фон, в который под Рождество включаются елка, Дед Мороз и подарки; а под Пасху - куличи и крашеные яйца, хотя ничего общего с Библией это не имеет, и осведомленность практически повсеместно переросла в суеверие. Кое-как сляпанные пирожки получаются несъедобными и плохо перевариваются. Нужна практика и опыт: многие задаются вопросом: а почему у тебя такие вкусные пирожки, делаю по твоему совету, а не получаются. Вот вопрос.
Иисус говорит: «научите», то есть убедите их в истинности и важности Благой Вести. И вытекающее из этого повеление – «крестя их во имя Иисуса Христа».
«Вот что я вам скажу: я четырнадцать лет работаю пастырем и первый раз слышу, что человек должен что-то знать для того, чтобы проповедовать. Не обязательно. Всё это относительно» - /По М.Твену/.
Однако где же вы видели таких кристально честных и порядочных христиан? Обычно от них слышишь только рекламу, пардон, проповедь, а уж потом, когда втянется человек, поверит – потом на него и обрушатся эти самые проблемы и трудности, о которых в рекламном ролике сказано не было. И превращается тогда христианин в этакий чемодан без ручки – нести тяжело, а бросить жалко. Да не христианина – себя жалко! Смена мировоззрения, смена религии, смена идеалов – это ведь огромный душевный труд, это стресс разочарования, это поиск и усвоение новых идеалов, адаптация в новой духовной и человеческой среде, построение новой системы взглядов... Посмотрите на наших старичков – как трудно им, советским людям, адаптироваться в капиталистическом обществе. Для многих это стало катастрофой. Вот такая же «ломка» и «Перестройка» происходит и в душе человека меняющего свои религиозные взгляды. Хлопотно это, ой хлопотно и больно, поэтому лучше по - аккуратнее выбирать, чем маяться потом с «разводом» - аналогия с браком здесь вполне уместна.
Ведь если все пути – истинны, то отчего же они конфликтуют друг с другом? И в чем же тогда ложь? Обычно истинность других путей каждая из церквей признает лишь настолько, насколько они совпадают с ней самой. «Вот в этом и в этом товарищ Будда был прав, молодец, а тут – ошибался». То есть, реально конфликт между верами существует, просто у них на Востоке он протекает в специфической смягченной форме. У нас одна вера отрицает другую – полностью и радикально; у них же – вписывает в себя как небольшую часть своего великого учения (как Эвклидова геометрия – лишь часть геометрии Лобачевского). Причем одна «А» считает своей частью церковь «Б», а другую «Б» – церковь «А». Здесь склока и начинается.
Если у нас говорят «не верьте в это, это - ложь», то там - «можете идти и другим путем, только наш – самый короткий и легкий». Ну а какой же дурак выберет худшее? То есть более хитро, мягко, манипулятивно, но эффект достигается тот же.
Итак, первоначальное утверждение о равенстве всех религий на поверку оказывается очень, относительным и более точно звучит так: все религии и веры обладают частью Истины, а полнота Истины – только у нас. Мы, наконец, синтезировали все духовные пути и тем спасли заблудшее человечество. (Естественно, на роль объединителя и лидера едва ли не каждая из бесчисленных сект назначает себя сама).
От мук выбора мы не освобождаемся, просто на Западе человек ищет единственный путь к Богу, а в Индии – самый эффективный путь. Это конечно более мягкий вариант, но...
Но истинен ли он? Все-таки выбирать веру нужно не по критерию удобности и спокойности, а по тому насколько истинной она может оказаться. А тут-то и возникают сомнения.
Ведь если все пути гарантировано ведут к Богу, то почему они вообще существуют, эти пути? То есть понятие «путь» предполагает некое расстояние (временное, духовное, опытное и т. д.) между нами и Ним, которое надо преодолеть. Как возникло это расстояние? И почему Бог позволяет существовать этому расстоянию, пусть даже и постепенно сокращая его? Если конечная цель истории и Божий замысел о нас – единение Бога с людьми, то почему мы уже с нее едины с Ним – ведь мы же все обречены на это счастье, как утверждают йоги? Выходит так, будто Он спрятался от нас и наблюдает, как мы в тяжких муках ползем к Нему тысячи лет?
Ведь, действительно, правильное изучение Библии, очень важно для верующего человека. Сегодня часто можно встретить выборочное признание Священного Писания. Многие христианские конфессии «де-юре» декларируют признание всей Библии, а «де-факто», строят свои доктрины на нескольких текстах, которые им нравятся, но закрывают свои глаза на те стихи Священного Писания, которые противоречат их взглядам. Учением называют приобретение как знаний, учений и навыков, так и логических, а также творческих операций. Процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида.
«Каждое слово в исполнении шло как паровоз, за которым тарахтели «вагон и маленькая тележка» присказок». «Современная педагогика наследует главное - дар воспитывать человеческие души». /В. Александрова/
«Знание» (илм) — означает и силу суждения в определении критерия правды, и знакомство с предыдущими откровениями. Оно подразумевает и литературное и духовное видение. Для людей, одаренных разумом. Откровения и знамения Бога самоочевидны. Они питают их душу разум и представления, в арабском языке это олицетворяется словом садр (грудь) - /Коран/.
«Однако эти люди не только различались по вероисповеданию; они погрязли в мелкой зависти и интригах. Характер и образ жизни многих отнюдь не согласовались с их саном. В отношении местного населения у них утвердились два прямо противоположных мнения: одни поддерживались европейских поселенцев, враждебно настроенных к африканцам, другие наоборот, - африканцев. Ливингстон сразу встал на сторону тех, кто выступал в защиту местных жителей, против повсеместного произвола в несправедливости белых поселенцев» - /Н.Непомнящий – историк/.
«Здешние христианские миссии и их деятели – как католические, так и евангельские, будь то английские, французские … - произвели на него неблагоприятное впечатление ещё при встрече в Кейптауне. Прежде он представлял себе миссионера человеком, который исполнен религиозного рвения и, ведая страха, пробирается по глухим местам, неся с собой «несчастным язычникам» радостную весть о грядущем избавлении их Иисусом Христом. А теперь даже на землях миссии он всюду видит «прискорбную нерадивость». Многие миссионеры, боясь расстаться с удобствами, оседают в Капской колонии и прилегающих к ней местах. Вместо того чтобы самопожертвованием покорять души язычников, они всюду «жалуются на свои беды и трудности и погрязли в мелочных склоках.
«Он так и не уяснил, что деятельность миссионера тем, пагубнее, чем усерднее он берётся за дело, чем больше в нём подкупающей честности и гуманизма. Личное его обаяние создаёт у африканцев совершенно превратное мнение «о белых братьях», а его учение, полное миролюбия, морально разоружает их. Они сеяли раздоры между племенами и вождями, вели шпионаж в пользу колонизаторов, сурово осуждали любое непослушание властям, установленным якобы самим господом, порицали всякую мысль о насильственном освобождении от ига чужеземцев.
«Неудачи в… побудили его иначе взглянуть на миссионерскую деятельность. Проповедование христианства теперь уже не кажется ему единственной и неотложной задачей миссионера: гораздо важнее привить людям чувство дружбы, изжить вражду племён и искоренить охоту за невольниками.
«Мало заботясь о проникновения слова Божьего, они, прежде всего, думали об удачной торговле, не гнушаясь и работоторговлей. Их интересовало не столько спасение душ «жалких язычников», сколько золото и слоновая кость, и тем самым они навлекли на себя гнев своих светских земляков.
«Моё понимание долга миссионера вовсе не ограничено узкими рамками, как у тех, чьим идеалом является человек с постным видом и Библией под мышкой. В жизни всё необходимо – и кирпич и раствор, и кузнечные меха и верстак, и я управлялся с ними так же, как и с проповедью, одновременно мог оказать и необходимую врачебную помощь. Я служу Христу даже в том случае, когда провожу астрономические наблюдения или забиваю буйвола для моих людей» - В этом весь Ливингстон.
«На море христианской жизни никто за тобой не следит, чтобы выявить твои ошибки, - замечает он (Ливингстон) со своеобразным шотландским юмором. И уж если судно не врежется прямо в берег, то все другие промахи можно списать за счёт не изученных ещё морских течений».
«Отвергнув на словах всякую обрядность; ЕХБ в действительности противоречат в этом своему учению. В настоящее время у них есть вполне установившиеся обряды различных священнодействий».
«Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся».
«Учитель должен выбирать себе большие цели, несоразмерный с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, ищущим, романтиком, и он сможет тогда сотворить невозможное. Он должен взяться за большие цели ещё и потому, что он смертный, и он обязан утвердить на нашей планете выпавшую на его долю доброту».
«Учиться – усваивать какие-нибудь знание, навыки. «Итог: усваивать знания, навыки полного внутреннего содержания высоконравственного, - приятного внешнего видом, гармоничностью, стройностью, чтобы существовать находится в процессе жизни, быть целиком занятым увлечённым кем-чем-нибудь».
Учить жить красиво. «Рабу же Господа не должно ссорится, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» - /2Тим.2.24-25/. «Современная педагогика наследует главное - дар воспитывать человеческие души»- /В. Александрова/
«К педагогическому делу надо призывать, - пишет Д.Менделеев, - как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность»
«В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны» - /Н.И. Пирогов/.
«Премьер-министр Накасонэ ставил в вину нынешней системе образования общее снижение дисциплины среди молодёжи. «В школе следует учить патриотизму и укоренившемуся в японцах уважению к родителям». Такую задачу школы можно было бы приветствовать, если бы под «патриотизмом» не подразумевался шовинизм и вера в японскую исключительность, а под «уважением к старшим» не мыслилось беспрекословное подчинение трудящихся – «детей», по фразеологии японских менеджеров, правящему классу, т.е. «отцам». Если цель оправдывает средства, то средства характеризует цель».
Классик западной литературы Р.Киплинг в свое время утверждал: «Образование - важнейшее из всех земных благ, но только тогда, когда оно высочайшего качества. Иначе оно абсолютно бесполезно».
Карл Маркс: «De omnibus dubifandum». Это – по латыни. Перевод его означает: «Подвергай всё сомнению». Такое наставление он давал своим дочерям и, значит, всем молодым. Это есть совет и для нас тоже. Опираясь на него можно определить для себя заповедь: «Учитель, воспитывай в своих учениках умение сомневаться, ибо сомнение, рожденное в сотрудничестве со знаниями, отрывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность». Не буду же вас голословно призывать: «А ну-ка, ребята, сомневайтесь, проявляйте критичность!». Предпочитаю давать вам задания, выполняя которые, вы сами придёте к необходимости критически осмысливать создавшееся положение. «Перепроверь, а вдруг не так? А если это не то? Как мне убедиться?» - хочу, чтобы такие вопросы постоянно сопровождали вашу мыслительную деятельность при решении любой задачи. Помнишь, как однажды у нас получилось. Написав, на доске задачу и сказал вам очень серьёзно: «Даю вам десять минут для её решения». Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным. Задача не решается, ответ не получается, вы бьётесь, нервничаете. Какое там десять минут. Весь урок вы старались впустую, пока в самый последний момент кто-то сообщил нам: А здесь ошибка, задачу нельзя решить». Ошибку эту можно было обнаружить сразу, если только кто-нибудь из вас сказал бы: «Давайте сперва проверим условия задачи». После сообщения я «удивился» - как это так, перепроверил вместе с вами условия задачи и…извинился: «Простите, ребята…я ошибся». Нет, я, конечно, не ошибся, я это сделал нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в правильности задачи. Что же даёт мне такая работа? Даёт то, что ваша учебная деятельность становится более целенаправленной, а самое главное, вы приобретаете личностную черту: мыслить критически.
«Соприкосновение крупиц педагогического опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение же педагогической практики с интересной идеей может родить творческую деятельность» - /Амонашвили – педагог/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Апофатический образ свободы. - Владимир Кабаков Остальные произведения автора можно прочитать на сайте http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html